2019-06-10

Как транспортные компании определяют стоимость грузоперевозки?

При определении стоимости грузоперевозки можно воспользоваться онлайн-калькулятором доставки груза, но иногда же хочется копнуть глубже и понять суть формирования стоимости. Тарифная политика бывает разной, рассмотрим самые основные способы. 

Подстраивание под рынок. 

В данном случае перевозчики не рассчитывают тарифы самостоятельно, а просто отслеживают средний уровень цен и предлагают аналогичный.

Такое поведение свойственно для ИП и малых транспортных компаний, хотя в настоящий момент подстраиваться под средний уровень цен приходится абсолютно всем. Самый яркий пример — ситуация в секторе автомобильных грузоперевозок в России после обмена санкциями со странами Запада. В условиях кризиса, падения российского рубля, инфляции и возросшей конкуренции на внутреннем рынке перевозчики во избежание потери клиентов не могли позволить себе поднять тарифы и продолжали работать в убыток по средним (что примечательно — низким) ставкам.

Ещё один заслуживающий внимания момент: нередко на транспортных биржах можно натолкнуться на так называемые «пустые грузы» — грузы, которых не существует и которые уж тем более никуда перевозить не требуется. Такие заявки обычно размещают транспортные и экспедиционные компании для того, чтобы «пробить» рынок и выяснить, насколько адекватен их «ценник» и способны ли они с ним «пройти по ставкам» — то есть обойти конкурентов в борьбе за определённый вид грузоперевозки.

Подход «от платежеспособности», или ориентация на конкретного клиента.

Основной принцип расчёта в таком случае — определение максимально возможного уровня платёжеспособности заказчика и назначение той цены, которую он в состоянии выдержать (или той цены, «которую в состоянии выдержать рынок»).

В идеале это может приносить транспортной компании максимальную прибыль, однако постоянно применять его на практике крайне затруднительно и ресурсозатратно: необходимо анализировать не ситуацию на рынке вообще, а положение каждого конкретного клиента. Кроме того, есть банальный риск растерять клиентов.

Поэтому обычно такой вариант используется разово: когда появляется выгодный платёжеспособный заказчик, оказавшийся в таких условиях, что «за ценой не постоит», или открывается новая ниша для грузоперевозок, пока ещё не освоенная конкурентами.

Впрочем, индивидуальная ориентация предполагает и обратный подход — систему скидок и преференций, которая должна «отбить» выгодного клиента, осуществляющего регулярные крупные грузоперевозки, у конкурентов и привлечь его к постоянному сотрудничеству.

Расчёт стоимости с учётом желаемого уровня прибыли. 

В данном случае перевозчик устанавливает тарифы, способные обеспечить ему необходимый доход. Однако для расчёта необходимо сопоставлять возможные полные издержки и суммарный доход при различных значениях цены и объёма предоставляемых услуг, что достаточно сложно. По этой причине такой вариант применяется тогда, когда транспортная компания только выходит на рынок, осваивает его новый сектор или новый вид грузоперевозок.

Подход «себестоимость + прибыль». 

Это довольно распространенный и самый справедливый способ формирования стоимости грузоперевозки, так как цена берётся не «с потолка», а учитывает непосредственные издержки на осуществление грузоперевозки. В теории такой способ формирования тарифной политики не предполагает изучение спроса и средней цены на рынке, однако на практике транспортным компаниям всё равно приходится ориентироваться на сложившуюся ситуацию в сфере грузоперевозок и корректировать в зависимости от неё стоимость своих услуг.

Онлайн калькулятор

Рассчитать